Мостовые краны позволяют на производственных и строительных участках выполнять много операций. Чтобы все узлы исправно функционировали, могли действовать одновременно, технику оборудуют приборами безопасности. Датчики, блокировщики, сигнализация обеспечивают контроль рабочего процесса и предотвращают аварийные ситуации.
Чтобы исключить поломку оборудования, аварийные ситуации, гарантировать действия оператора и остального персонала без рисков, технику оборудуют такими узлами:
Ограничители движения – самая обширная группа. Они обеспечивают стабильное положение техники в самых сложных условиях, при авариях. Чтобы оборудование не сошло с рельс, блокировку ставят на подкрановых путях. Она обязательна для моделей, что перемещаются со скоростью более 30 м/с. Буферные детали снижают скорость движения, гасят толчки и удары, когда перемещение подходит к концам. Они обеспечивают защиту, даже если концевые выключатели выйдут из строя. Их делают резиновыми, пружинными, гидравлическими и т.д., ставят на подвижные части (тележка, концевые балки) и неподвижные узлы (концы пути).
Чтобы остановить наматывание тали за 2-3 последних оборота, устанавливают ограничитель сматывания. Кольцевые выключатели используют для торможения тележки, на концах пути крепят тупиковые опоры. Для манипуляций при сильных порывах ветра, монтаже базы на открытой территории необходимы противоугонные захваты. Для этого используют механические либо ручные приводы для опор внизу, чтобы техника постоянно находилась в стабильном положении.
На всех грузоподъемных установках должно быть установлено осветительное оборудование. Оно позволяет работать технике в условиях ограниченной видимости: в вечернее и ночное время, при тумане, запыленности на строительной площадке. Модели оснащают:
Светильники применяют для механизмов всех типов. Еще один важный фактор безопасности – сигнализация. Уровень звука системы оповещения выбирают таким, чтобы его было слышно на всей территории, где перемещаются грузы и трудится персонал. Звук особенно важен при эксплуатации оборудования в сложных условиях: сильный ветер, дождь. Звонок или сирена оповещают персонал об опасности при перемещении аппарата. Также световая и звуковая сигнализация важна для оператора. Она указывает на неисправности, опасные зоны, например, на приближение к другому крану, концевым упорам, на превышение силы ветра, которое зафиксировал анемометр.
В обслуживание грузоподъемных механизмов входит осмотр, проверка, подробное обследование всех частей. Узлы необходимо наладить так, чтобы при манипуляциях агрегат соответствовал всем правилам и нормам. Обученные мастера при техническом обслуживании выполняют такие действия:
Все приборы безопасности при ТО осматривают, проверяют на срабатывание, качество установки, чтобы гарантировать безопасную эксплуатацию техники. Устройства безопасности разделяют на первую и вторую категорию, от чего зависит периодичность контроля. Детали, которые относятся к первой категории, требуют проверки каждые 7 дней. Вторая категория требует проверки не реже чем раз в 1 месяц.
Все электрическое оборудование грузоподъемной установки компонуют металлическими защитными кожухами с заземлением. Конструкцию узлов и экранов продумывают так, чтобы исключить любую возможность прикасания к частям, которые находятся под напряжением. В кабинах оператора предусмотрены устройства, которые отключают кабели из кабины или дистанционным способом. Люки и двери имеют блокировку, что отключает все источники питания, убирает напряжение с открытых токоведущих частей, если дверь открывается. Также блокировка не позволяет спецтехнике действовать при открытой двери.
Перед ремонтом, осмотром, техническим обслуживанием персонал должен отключать от питания элементы, для которых выполняется диагностика. Краны при манипуляциях передвигаются, испытывают значительные удары и вибрацию, из-за чего их детали часто получают повреждения, дефекты. Особенно в агрегатах страдают гибкие кабели. Полностью исключить их повреждение невозможно, но необходимо принять меры для максимальной защиты.
Для предотвращения аварийных ситуаций используют разные типы приспособлений:
Кроме этого, систему нужно защитить от перегрузок. Для этого устанавливают реле в полюс или на фазу.
При эксплуатации козловых и мостовых моделей техника обязана своевременно проходить технический осмотр, быть укомплектованной такими приспособлениями:
Если технику применяют для перегрузки, эксплуатируют на гидроэлектростанциях, на нее дополнительно ставят распорные клинья, противоугонные приспособления.
Манипулятор – универсальная техника, поскольку он может действовать на шасси любого типа, но требует адаптации к базе с учетом веса груза, который предстоит перемещать. Для этого манипулятор комплектуют такими приспособлениями:
Для бесперебойной работы мостовых кранов важно их укомплектовать приборами, которые соответствуют стандартам, гарантирую безопасность использования техники. Такие элементы должны быть на каждой установке, их тип и количество зависит от модели.