Ваш город: Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Казань
  • Ростов-на-Дону
  • Воронеж
  • Оренбург
  • Хабаровск
  • Санкт-Петербург
  • Челябинск
  • Екатеринбург
  • Самара
  • Краснодар
Режим работы: с 8.00 до 16.30
г. Великие Луки, ул. Гоголя, д. 1
rutube

18
фев
2025
Приборы безопасности мостовых кранов

Мостовые краны позволяют на производственных и строительных участках выполнять много операций. Чтобы все узлы исправно функционировали, могли действовать одновременно, технику оборудуют приборами безопасности. Датчики, блокировщики, сигнализация обеспечивают контроль рабочего процесса и предотвращают аварийные ситуации.

Приборы безопасности мостовых кранов: какие они бывают?

Чтобы исключить поломку оборудования, аварийные ситуации, гарантировать действия оператора и остального персонала без рисков, технику оборудуют такими узлами:

  1. Ограничители движения. Их применяют для механизмов всех типов, чтобы блокировать перемещение в разных направлениях на определенном уровне. Устройства контролируют движение по рельсовому пути, вылет стрелы, перемещение тележки, смещение и подъем аппарата.
  2. Ограничитель грузоподъемности. Для каждой модели в паспорте указана максимально допустимая масса груза. Устройство блокирует аппарат, если вес объекта превышает на 20% норму. Это обязательный узел для машин всех типов, который предусмотрен для крюка, тележки, подвески.
  3. Блок-контакты. Их задача – создать безопасные условия для оператора. Узлы не позволяют случайно открыться кабине или люку для входа.
  4. Системы оповещения. К ним относят звуковые сигналы, сообщения, которые поступают с дисплея в кабине оператора.
  5. Регистраторы. Они фиксируют параметры оборудования. К этой группе относятся анемометры, датчики, координирующие положение корпуса. Они необходимы, чтобы гарантировать безопасность при боковой ветровой нагрузке, стабилизировать позицию относительно ЛЭП и других объектов на стройплощадке, координатных осей.

Ограничители движения – самая обширная группа. Они обеспечивают стабильное положение техники в самых сложных условиях, при авариях. Чтобы оборудование не сошло с рельс, блокировку ставят на подкрановых путях. Она обязательна для моделей, что перемещаются со скоростью более 30 м/с. Буферные детали снижают скорость движения, гасят толчки и удары, когда перемещение подходит к концам. Они обеспечивают защиту, даже если концевые выключатели выйдут из строя. Их делают резиновыми, пружинными, гидравлическими и т.д., ставят на подвижные части (тележка, концевые балки) и неподвижные узлы (концы пути).

Чтобы остановить наматывание тали за 2-3 последних оборота, устанавливают ограничитель сматывания. Кольцевые выключатели используют для торможения тележки, на концах пути крепят тупиковые опоры. Для манипуляций при сильных порывах ветра, монтаже базы на открытой территории необходимы противоугонные захваты. Для этого используют механические либо ручные приводы для опор внизу, чтобы техника постоянно находилась в стабильном положении.

Об освещении и сигнализации на кранах

На всех грузоподъемных установках должно быть установлено осветительное оборудование. Оно позволяет работать технике в условиях ограниченной видимости: в вечернее и ночное время, при тумане, запыленности на строительной площадке. Модели оснащают:

  • световыми приборами, направленными на рабочую зону;
  • лампами для кабины и аппаратной;
  • маячками на корпусе установки, которые не выключают даже после прекращения смены;
  • красными сигнализирующими лампами на главных троллеях, что показывает наличие на них напряжения.

Светильники применяют для механизмов всех типов. Еще один важный фактор безопасности – сигнализация. Уровень звука системы оповещения выбирают таким, чтобы его было слышно на всей территории, где перемещаются грузы и трудится персонал. Звук особенно важен при эксплуатации оборудования в сложных условиях: сильный ветер, дождь. Звонок или сирена оповещают персонал об опасности при перемещении аппарата. Также световая и звуковая сигнализация важна для оператора. Она указывает на неисправности, опасные зоны, например, на приближение к другому крану, концевым упорам, на превышение силы ветра, которое зафиксировал анемометр.

О техническом обслуживании и некоторых особенностях

В обслуживание грузоподъемных механизмов входит осмотр, проверка, подробное обследование всех частей. Узлы необходимо наладить так, чтобы при манипуляциях агрегат соответствовал всем правилам и нормам. Обученные мастера при техническом обслуживании выполняют такие действия:

  • проверяют исправность механизмов, общую работоспособность спецтехники;
  • осматривают пломбы, чтобы они были не поврежденными;
  • инспектируют металлические элементы на целостность;
  • очищают узлы от загрязнений;
  • регулируют механизмы, системы;
  • проверяют правильность подключения проводов, работу электрических механизмов.

Все приборы безопасности при ТО осматривают, проверяют на срабатывание, качество установки, чтобы гарантировать безопасную эксплуатацию техники. Устройства безопасности разделяют на первую и вторую категорию, от чего зависит периодичность контроля. Детали, которые относятся к первой категории, требуют проверки каждые 7 дней. Вторая категория требует проверки не реже чем раз в 1 месяц.

Защита электрооборудования на кранах при аварийных ситуациях

Все электрическое оборудование грузоподъемной установки компонуют металлическими защитными кожухами с заземлением. Конструкцию узлов и экранов продумывают так, чтобы исключить любую возможность прикасания к частям, которые находятся под напряжением. В кабинах оператора предусмотрены устройства, которые отключают кабели из кабины или дистанционным способом. Люки и двери имеют блокировку, что отключает все источники питания, убирает напряжение с открытых токоведущих частей, если дверь открывается. Также блокировка не позволяет спецтехнике действовать при открытой двери.

Перед ремонтом, осмотром, техническим обслуживанием персонал должен отключать от питания элементы, для которых выполняется диагностика. Краны при манипуляциях передвигаются, испытывают значительные удары и вибрацию, из-за чего их детали часто получают повреждения, дефекты. Особенно в агрегатах страдают гибкие кабели. Полностью исключить их повреждение невозможно, но необходимо принять меры для максимальной защиты.

Для предотвращения аварийных ситуаций используют разные типы приспособлений:

  1. Конечная защита не позволяет движущимся частям перемещаться за установленные границы.
  2. Нулевая защита отключает электропровод, когда напряжение подается со сбоями или прекращает поступать. Такая блокировка не позволяет двигателю включиться при подаче питания и органе управления в рабочей позиции.
  3. Максимальная защита необходима для аварийных ситуаций, чтобы полностью обесточить электроприводы.

Кроме этого, систему нужно защитить от перегрузок. Для этого устанавливают реле в полюс или на фазу.

Приборы безопасности для мостовых и козловых кранов

При эксплуатации козловых и мостовых моделей техника обязана своевременно проходить технический осмотр, быть укомплектованной такими приспособлениями:

  • ограничитель грузоподъемности, который срабатывает при массе груза выше допустимого по паспорту уровня;
  • блокировщик перемещения в разные стороны;
  • контакты для блокировки;
  • система оповещения, включая звуковые сигнализаторы в кабине оператора.

Если технику применяют для перегрузки, эксплуатируют на гидроэлектростанциях, на нее дополнительно ставят распорные клинья, противоугонные приспособления.

Приборы безопасности для кранов-манипуляторов

Манипулятор – универсальная техника, поскольку он может действовать на шасси любого типа, но требует адаптации к базе с учетом веса груза, который предстоит перемещать. Для этого манипулятор комплектуют такими приспособлениями:

  • система, контролирующая стабильность шасси, угловое расположение;
  • блок, что ограничивает максимальный вес груза, останавливает технику в аварийных ситуациях;
  • система, ограничивающая амплитуду перемещения объекта: угол поворота аппарата, длина вылета стелы.

Для бесперебойной работы мостовых кранов важно их укомплектовать приборами, которые соответствуют стандартам, гарантирую безопасность использования техники. Такие элементы должны быть на каждой установке, их тип и количество зависит от модели.

Поделиться